Атаки ВСУ на российскую нефтяную инфраструктуру повлияли на снабжение топливом гражданского сектора в России, но силы обороны РФ они не затронули, констатировал эксперт по экономике Райво Варе. По его словам, единственная нефтяная инфраструктура, которую ВСУ еще не атаковали, – это экспортные терминалы в Черном море.
В передаче Ukraina stuudio на канале ETV Варе заявил, что первая волна атак украинских беспилотников на российские нефтяные объекты ненадолго повысила стоимость топлива в России, но на розничной сети это не сказалось, так как из-за выборов повышение цен держали под контролем.
Однако нынешняя, вторая волна атак, по словам Варе, показывает, что проблемы есть, но важно различать, в какой области они возникают.
“У них проблемы с поставками бензина и дизельного топлива в гражданском секторе, но для сил обороны они способны его наскрести. Да, логистика немного нарушена, особенно когда бомбят прифронтовые базы снабжения, которые не являются непосредственно заводами. В целом это не так сильно влияет на военные действия, как хотелось бы. В большей степени влияние выражается в том, что просто нет достаточного количества для внутреннего рынка. Наступает летний сезон, спрос на бензин растет, наступает сельскохозяйственный сезон. Спрос на дизельное топливо очень высок, его не хватает, – пояснил Варе, добавив, что Россия и раньше ограничивала потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, то теперь до осени введен полный запрет [на экспорт], но топлива все равно не хватает. – Это результат атак на заводы. И они покупают у Беларуси, у которой обычно не покупали, только поставляли свою сырую нефть”.
По словам Варе, на территории российских нефтеперерабатывающих заводов Украина с помощью беспилотников атакует не случайные объекты, а точно выбранные цели.
“Видеоматериалы показывают, что украинские беспилотники охотятся не на случайные объекты на территории этих заводов – заводы большие, территории большие – и даже не на резервуары для хранения топлива, а прежде всего на ректификационные колонны, предназначенные для разделения потока поступающей сырой нефти. И это достаточно болезненная тема, поскольку на каждом заводе их от двух до четырех, на некоторых больше, но на большинстве – от двух до четырех, и если одна из них выходит из строя, то по этой колонне ничего не поступает: ни мазут, ни керосин, ни бензин, ни дизель. В результате, конечно, возникает большая проблема, объем производства снижается, – рассказал гость передачи. – И вдобавок ко всему украинцы придумали еще одну хитрость, которую, возможно, раньше не замечали, – они начали бомбить и буферные станции трубопроводов. Это нефтяные базы, которые используются в качестве буферных станций для нефтепроводов, это необходимо по техническим причинам”.
Варе отметил, что единственная категория нефтяных объектов, которую еще не тронули ВСУ, это экспортные терминалы, в первую очередь на Черном море. “Как известно, это было очень настойчивой просьбой американских партнеров, с точки зрения возможности влияния на цены на мировом рынке нефти. От этого действительно пока воздерживались. Но в какой-то степени это было связано и с тем, что в США на повестке дня было принятие пакета помощи, чтобы не жертвовать этим, немного отступили. Теперь руки опять развязаны”, – подытожил Варе.