2
Сейчас государственную измену может совершить только гражданин России (если у человека, кроме российского, есть гражданство других стран, его все равно будут судить как россиянина) в шести формах.
В 2022 году в Уголовный кодекс также добавили новую статью, по смыслу близкую к госизмене, — 275.1. Она устанавливает ответственность за «сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией».
3
В части про «переход на сторону противника» депутаты решили уточнить понятие «противник». Вот как «противника» описывают теперь:
Иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.
«Первый отдел» отмечает, что, таким образом, «противником» будут объявлены не только государства, но и организации. Впрочем, по статье о госизмене за «сотрудничество» с российскими подразделениями ВСУ — а это легион «Свобода России» и РДК — привлечены уже десятки россиян. Но теперь нельзя исключать причисление к «противнику» и гуманитарных проукраинских организаций, которые оказывают помощь на фронте.
Но, что важнее, теперь в УК будет и понятие «перехода на сторону противника», это:
…участие в составе сил (войск) противника в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники либо добровольное участие в деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций противника, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации.
4
Честный ответ: мы этого не знаем. Законодательство, связанное с государственной тайной, предельно размыто и уже сейчас не содержит четких формулировок, объясняет «Медузе» адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов:
Это делается специально, поскольку позволяет «чертить» красные линии непосредственно правоприменителю, то есть сотруднику ФСБ. На практике это означает, что противником будет считаться тот, кого назначит чекист.
По словам Евгения Смирнова, сейчас практика складывается так, что противник — это только Украина:
Но все чаще звучат высказывания, что Россия воюет с коллективным Западом, что заставляет волноваться и о возможном изменении подхода по таким делам. При этом практика привлечения к ответственности за помощь фондам, поддерживающим ВСУ, активно развивается уже два года, за это сидят десятки людей. Власти стремятся сделать любую помощь Украине и ее гражданам токсичной и опасной.
«Первый отдел» пишет, что, согласно новым поправкам, «переходом на сторону противника» точно будет считаться любое сотрудничество с украинскими организациями, которые российское государство посчитает «опасными».
Стоит обратить внимание, что в законопроекте депутаты пишут про страны и организации, «непосредственно противостоящие» РФ. Логика подсказывает, что «непосредственно», то есть на поле боя, России сейчас противостоит как раз Украина. Но сотрудники ФСБ могут посчитать иначе — например, назвать «противником» РФ страны НАТО, оказывающие помощь ВСУ. И это будет укладываться в логику властей: например, после удара баллистической системой «Орешник» по Днепру Владимир Путин говорил, что «спровоцированный Западом региональный конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера».
5
Тогда опасным станет добровольное участие в деятельности еще и западных «органов власти, учреждений, предприятий, организаций противника, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации».
Следствие должно будет доказать, что деятельность какой-либо организации, расположенной в одной из стран НАТО, «заведомо» направлена против безопасности РФ. И если у следствия возникнет такое желание, вряд ли оно столкнется с какими-либо проблемами. «Первый отдел» отмечает, что сейчас «участием в деятельности» в случае с делами о «нежелательности» и «экстремизме» может быть названо все что угодно — репост материалов, участие в конференции, предоставление финансовых услуг.
Адвокат Евгений Смирнов в разговоре с «Медузой» объясняет, что предполагать, какие именно организации попадут под удар, может быть бессмысленно и даже вредно:
Законодатель делает понятие госизмены еще более широким — и не хотелось бы подсказывать российскому государству, как оно его может применять.
6
Власти хотят наказывать за «оказание помощи противнику» и «конфиденциальное сотрудничество» граждан других стран, находящихся на территории России. Сейчас за эти преступления к ответственности могут быть привлечены только граждане РФ.
Кроме того, в УК появится новая статья 276.1 — «Оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации». «Первый отдел» отмечает, что фактически новая статья — это скопированная шестая форма государственной измены (если исходить из нумерации в нашей второй карточке) — «оказание иной помощи, направленной против безопасности РФ». Согласно действующему УК, эта статья касается госизмены и распространяется только на граждан РФ, но теперь эту форму хотят распространить и на иностранцев.
Статья о «конфиденциальном сотрудничестве» (275.1 УК РФ) существует уже более двух лет. В разговоре с «Медузой» адвокат Евгений Смирнов называет практику ее применения «ужасной»:
Людей наказывают за общение с родственниками из Украины, за расклейку антивоенных плакатов, за отправку новостей в боты телеграм-каналов, а совсем недавно приговор вынесли журналистке «Сибирь.Реалии» Нике Новак из Читы — за новостной заметки. Сейчас же эту статью расширили и на иностранцев, находящихся в России.
«Думаю, количество дел, связанных с госизменой, будет расти в геометрической прогрессии и в 2025 году может увеличиться кратно», — делает вывод адвокат Евгений Смирнов.
Еще одно небольшое нововведение — ужесточение наказания за мятеж (статья 279 УК РФ), теперь за него грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.