За первое полугодие 2024 г. туристы из-за рубежа совершили в Россию 584,6 тыс. поездок, следует из статистики Погранслужбы ФСБ. И это всего на 13% меньше, чем за весь прошлый год — тогда пограничники насчитали 670,7 тыс. туристических поездок в нашу страну. А если сравнивать с показателями за первое полугодие 2023 года, когда к нам приехали 187,8 иностранных туристов, то рост турпотоков — более чем в три раза.
Лидирует по турпотоку Китай — оттуда к нам приехали 301,8 тыс. туристов, это в 9 раз больше, чем за январь-июнь
Это самый впечатляющий рост из всех, что демонстрируют въездные направления. С одной стороны, причины очевидны: рейсов между нашими странами становится все больше, доступность поездок растет, а потенциал остается огромным — за первый и второй квартал 2019 года в Россию из Китая приехало почти вдвое больше туристов, 592 тыс. С другой стороны, эксперты говорят о том, что сама структура турпотока из КНР существенно поменялась. Если прежде к нам приезжали в основном по групповым безвизовым спискам, и путешествие в Россию ассоциировалось в Китае, как правило, с эконом-вариантов туризма, то сейчас ситуация изменилась кардинально. Чуть ли не половину потока в РФ составляют индивидуальные туристы, которые готовы потратить на путешествие существенные суммы денег.
«Безусловно, у нас остался приграничный туризм в такие города, как Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и т.д. — это традиционные для китайского направления большие группы, которые выбирают бюджетные туры. Для остальных время „дешевого“ группового туризма из Китая безвозвратно ушло. Потенциал развития въезда из Китая — это, безусловно, индивидуальные путешествия: именно они станут в будущем основой турпотока в Россию. Особенно если мы говорим про поездки в столицы, а также другие удаленные от КНР регионы: Урал, Поволжье, Мурманск и т.д. Китайский турист глобализировался, и для него необходимо готовить новые турпродукты», — пояснил соруководитель комитета по въездному туризму РСТ, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин.
Кроме того, туристы из КНР посещают Россию в составе комбинированных туров, например, они приезжают в Монголию, а оттуда — летят на Байкал. «Рейсов становится больше, соответственно, логистических возможностей для таких поездок — тоже, — говорит представитель авиакомпании Hunnu Air в РФ Максим Цыдендоржиев. — У „Ираэро“ в этом году четыре рейса в неделю, добавился и наш чартер в Иркутск. Мы видим рост спроса на такие поездки со стороны туристов из Китая, Тайваня, Южной Кореи».
На втором месте по въезду — Туркменистан с ростом турпотока вдвое — с 14,1 тыс. человек до 31,2 тыс. Однако, строго говоря, это вряд ли именно турпоток — скорее всего, граждане этой страны заявляют туризм как цель визита, а едут с другими задачами, прежде всего, рабочими. Турция, которую Туркменистан сместил со второго места, подросла не слишком сильно — на 6 тыс. поездок, до 26,8 тыс. Вероятно, какая-то доля туристов из этой страны есть, но в основном из нее приезжают в Россию с деловыми целями. Турпоток из Германии, оказавшейся на четвертом месте, вырос вдвое, с 12,5 тыс. до 24,16 тыс. Однако здесь также возможно некорректное указание цели поездок. По мнению экспертов, в последнее время достаточно заметное количество россиян переехало в Германию и получило там гражданство — в этих цифрах есть и их вклад.
На рынке уверены: из перспективных в плане развития въездного туризма стран стоит обратить внимание на ОАЭ — за год Эмираты переместились с последнего места в топ-10 сразу на пятое, нарастив турпоток почти в четыре раза: с 5 тыс. туристов в первом полугодии
«По сути это один арабский рынок, и для него действуют одни законы продвижения, этим туристам нужен приблизительно одинаковый турпродукт. Конечно, существуют нюансы по логистике, которая создает много возможностей для туристов из ОАЭ и сильно тормозит, например, турпоток из Саудовской Аравии. Есть отличия в визовой политике. Но, тем не менее, не стоит забывать, все эти страны обладают большим потенциалом на рынке въездного туризма, и рост объемов тут, безусловно, продолжится. Особенно если мы будем последовательно работать над решение ключевых проблем, препятствующих развитию въезда из ближневосточного региона. Кроме необходимости наращивания количества и географии прямых перелетов, а также послабления визового режима, это еще и внедрение системы карты туриста, которая позволила бы без трудностей расплачиваться за товары и услуги», — считает Алексей Венгин.
Арабских туристов привлекает, в первую очередь, экологический туризм. В этом плане большие перспективы есть у Алтая, Байкала, других регионов Сибири и Дальнего Востока, Карелии, Мурманской области и т.д. На привлечение турпотока из арабских стран могут претендовать и те регионы, которые к уникальным природным красотам могут добавить горные лыжи, рыбалку и охоту, оздоровительный отдых и приключенческий туризм. «В странах Персидского залива большая аудитория любителей экстремальных развлечений, — говорил генеральный директор туроператора „АРТ-ТУР“ Дмитрий Арутюнов. — Например, в Дубае до сих пор супер-популярен скайдайвинг, когда турист прыгает с парашютом на Пальмовый остров. Там действительно много молодых состоятельных и готовых к приключениям путешественников».
Эксперт подтвердил, что въездной турпоток из арабских стран растет. По его мнению, большую роль в этом сыграла электронная виза — обратная связь от партнеров свидетельствует: туристы восприняли ее внедрение в России как снятие одного из барьеров для путешествия.
Кроме перечисленных выше стран, в топ-10 направлений по въезду вошли: Иран (14 тыс., плюс 52%), Индия (10,24 тыс., рост вдвое), Казахстан (9,8 тыс., плюс 58%) и Куба (8,5 тыс., плюс 161%).
Наибольший интерес, с точки зрения экспертов, здесь представляет Индия. По разным оценкам, индийский средний класс уже сегодня приближается к цифре 200 млн человек. Это семьи с доходом более 3 тысяч долларов. А по прогнозам, к 2025 году страна достигнет рекордного уровня в 29 млн туристических поездок. И хотя турпоток из нее уже продемонстрировал двукратный рост, потенциал для России здесь заложен гораздо более значительный. Тормозит этот процесс, безусловно, дефицит прямых рейсов и высокие цены на перелеты, которые формируются из-за недостатка перевозки.
Пока что «Аэрофлот» выполняет только рейсы в Гоа и Дели из Москвы и Екатеринбурга. Однако есть вероятность, что нацперевозчик рассчитывает добавить рейсов в Индию, если заручится поддержкой властей.
Что касается Ирана, то здесь рост может быть обусловлен начавшимся обменом безвизовыми группами, хотя туроператоры заявляют, что процесс не отлажен, а продвижения было достаточно скудным для бурного развития турпотока.
Причины роста Казахстана, скорее, те же, что и Германии — он обусловлен достаточно большим количеством релокантов, и поездки совершаются в первую очередь к родственникам. Куба же и вовсе остается белым пятном для профессионалов турбизнеса: можно предположить, что и здесь поездки носят прежде всего деловой характер, хотя и заявляются как туристические.