В интервью Euronews Саломе Зурабишвили предостерегла страны ЕС вести дела с грузинским правительством “как будто ничего не случилось”.
Президент Грузии неоднократно заявляла, что парламентские выборы в Грузии 26 октября были сфальсифицированы. В интервью Euronews после выступления на пленарном заседании Европейского парламента в Страсбурге Саломе Зурабишвили повторила свое обещание не уходить в отставку 29 декабря, в день когда должна состояться инаугурация выбранного в президенты “Грузинской мечтой” Михаила Кавелашвили.
“Мой мандат продолжается, потому что в Конституции говорится, что он прекращается с инаугурацией президента. Но этот президент должен быть избран коллегией, парламентом, который сам по себе должен быть легитимным, что не соответствует действительности. Поэтому я продолжу (исполнять свои обязанности) до следующих выборов”, – сказала она.
Действующий президент убеждена, что население Грузии поддержит ее, и не боится быть смещенной силой, даже если она лишится своей службы безопасности. “Мою легитимность обеспечивает мое избрание, доверие и уверенность граждан. Она не зависит от здания или от службы безопасности или от чего-либо материального, что они предоставят или не предоставят”, – сказала Зурабишвили, подразумевая правящую партию “Грузинская мечта”. “Они, конечно, не примут этого. Они не принимали этого раньше”.
Зурабишвили повторила призыв провести новое голосование, заявив, что выборы, состоявшиеся 26 октября, были сфальсифицированы и омрачены российским вмешательством.
Она заявила, что “Грузинская мечта” должна была получить от 30% до 35% голосов, а не 53%, которые они набрали по данным ЦИК.
По словам Зурабишвили, для фальсифкаций использовались различные способы, включая вброс бюллетеней с использованием новых электронных машин, запугивание и подкуп голосов.
За один месяц, сказала она, в страну поступило около 200 миллионов долларов черных денег. “И это только то, что мы знаем, потому что в то время центральному банку пришлось продать долларовые резервы, и не было никаких других объяснений”, – заявила она.
Она сказала, что “Грузинская мечта” заложила основу для фальсификации выборов, приняв закон, призванный оказать давление на финансирование неправительственных организаций, сделав их менее подготовленными к наблюдению за выборами.
Россия отвергла любые обвинения во вмешательстве в парламентские выборы в Грузии.
“Это стало стандартом для многих стран, и при малейшем поводе они немедленно обвиняют Россию во вмешательстве. Нет, это неправда, никакого вмешательства не было, и обвинения абсолютно беспочвенны”, – заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков через несколько дней после голосования.
Зурабишвили заявила, что не боится российского вторжения в Грузию, отчасти потому, что российские войска уже находятся на территории Грузии, сказала она, имея в виду Абхазию и Южную Осетию. Но она сказала, что Россия экспериментирует с “гибридным вторжением через выборы, через доверенных лиц, через авторитарное правительство”.
Она призвала ЕС действовать быстро и не допустить, чтобы отношения с грузинскими властями продолжались, “как будто ничего не случилось” (business as usual). Это правительство “лжет своему народу, говоря, что они в любом случае вернутся на европейский путь, в то время как создают действительно авторитарное государство российского типа”, – подчеркнула она.
Правящая партия не отказывалась открыто вступать в ЕС, но объявила 28 ноября о приостановке переговоров о членстве до конца 2028 года. Это решение вызвало все еще продолжающиеся массовые протесты, за которыми последовали жестокое подавление, столкновения на улицах, аресты оппозиционеров и многочисленные сообщения о раненых.
Пока что Европа “медленно просыпается и медленно реагирует”, заявила Зурабишвили во время своего выступления в Европарламенте. В то время как евродепутаты призвали к проведению новых выборов в её стране, государства-члены ЕС предложили приостановить безвизовый режим для грузинских владельцев дипломатических и служебных паспортов. Однако они не смогли договориться о введении санкций ЕС в отношении грузинских чиновников, поскольку этот шаг был заблокирован вето Венгрии и Словакии.
“Я знаю, как трудно [найти] консенсус по принятию решения о более прямых мерах, – прокомментировала Зурабишвили. – Но я также думаю, что ЕС не может позволить одной стране определять свою внешнюю политику в таком стратегически важном для Европейского союза регионе, как Кавказ”.
Поэтому она попросила ЕС активизировать свою реакцию и поддержать ее сейчас. Она защищала свою позицию, встречаясь с депутатами Европарламента и должностными лицами ЕС в парламенте после своего выступления.
“Некоторые люди спрашивают меня, собираюсь ли я отправиться в изгнание, говоря, что они были бы очень рады поддержать меня. Но нет, я буду в Грузии, и они должны поддержать меня в Грузии вместе с грузинским населением”.