Россия остается вторым после родной Германии крупнейшим рынком сбыта для производителя знаменитых квадратных шоколадок Ritter Sport, однако дела в РФ шли в 2024 году, похоже, намного хуже, чем в предыдущие несколько лет. Об этом можно судить лишь по косвенным данным, поскольку поставляющая эти сладости примерно в 100 стран мира компания Alfred Ritter GmbH из городка Вальденбуха близ Штутгарта является семейным предприятием. Поэтому она не обязана, в отличие от акционерных обществ, чьи акции котируются на бирже, публиковать подробные финансовые отчеты.
Тем не менее 30 января компания сообщила информационному агентству dpa, что увеличила в прошлом году выручку до 605 млн евро (с 561 млн евро в 2023-м), но считает неудовлетворительной заработанную при этом прибыль. Ее размеры она, однако, не обнародовала. Важнейшей причиной снижения прибыльности своего бизнеса Alfred Ritter GmbH назвала сильно выросшие мировые цены на какао-бобы.
О причинах удвоения оптовых цен на важнейшее сырье для производства шоколада DW писала еще весной прошлого года в статье “Шоколад непременно будет дорожать, возможно даже сильно”. Если совсем коротко: ключевая проблема – неурожай в странах Западной Африки, вызванный неблагоприятными погодными условиями, ухудшающимися из-за изменения глобального климата.
Выручка в России была в прошлом году стабильной, сообщил dpa производитель шоколадок Ritter Sport. Агентство напомнило, что в 2022 году компанию Alfred Ritter GmbH “сильно критиковали” в Германии за то, что она, несмотря на агрессию России против Украины, решила продолжить поставки на российский рынок. “Компания объяснила такое решение, в частности, тем, что это скажется на производстве, от чего, в конечном счете, пострадают фермеры, выращивающие какао-бобы в Западной Африке, Центральной и Южной Америке”, – говорится в сообщении dpa.
Этот же аргумент пресс-служба компании привела год назад и в письменном ответе на запрос DW. Отказ от поставок на российский рынок, говорилось в нем, вызвал бы сокращение производства на предприятии в Вальденбухе, что в результате сказалось бы и на “средствах к существованию для многочисленных семей крестьян, выращивающих какао-бобы”.
Тогда же пресс-служба подтвердила, что после полномасштабного российского нападения на Украину Alfred Ritter GmbH не только прекратила инвестиции и размещение рекламы в России, но и направляет всю полученную в РФ прибыль на гуманитарную помощь украинцам. Более того, в том ответе компания впервые назвала конкретные организации, получающие эти денежные средства, и DW проверила предоставленные данные, о чем подробно рассказала в статье “Ritter Sport: шоколад – в Россию, пожертвования – в Украину”.
И вот теперь мы подходим к той цифре, которая косвенно, но весьма красноречиво указывает на резкое ухудшение бизнеса Alfred Ritter GmbH в России. Год назад генеральный директор компании Андреас Ронкен (Andreas Ronken) в интервью dpa рассказал, что в 2022 году она перечислила благотворительным организациям 1,5 млн евро, а по итогам 2023 года сможет пожертвовать, по предварительным оценкам, 940 000 евро. А теперь, в сообщении от 30 января, агентство dpa со ссылкой на пресс-службу производителя Ritter Sport сообщило, что по итогам 2024 года сумма пожертвований составит примерно 200 000 евро.
Так что компания либо передумала передавать на помощь украинцам всю заработанную в России прибыль, либо эта прибыль за три года войны обвально сократилась в РФ в семь с лишним раз. Причем на это имеется вполне очевидная причина – сильная девальвация рубля, на которую пресс-служба Alfred Ritter GmbH ссылалась еще год назад в ответе DW: при переводе заработанных денег в евро остается все меньше и меньше.
Но если в 2025 году обесценивание российской денежной единицы продолжится (из чего исходят очень многие эксперты) и прибыль от продажи россиянам шоколадок Ritter Sport будет дальше падать аналогичными темпами, то по итогам нынешнего года немецкой шоколадной компании уже нечего будет жертвовать Украине. И что тогда? Она с чистой совестью все равно останется в России?
Из интервью, которое Андреас Ронкен дал сейчас dpa, следует, что доля экспорта в продукции Alfred Ritter GmbH уже превысила 60% и что выручка росла в прошлом голу на таких важных зарубежных рынках, как британский, итальянский и австрийский, а также китайский и американский. Иными словами, компания стремится удержать объемы производства, увеличивая поставки в разные страны, чтобы снизить тем самым значение России.
Особенно амбициозные цели у гендиректора в США: “В ближайшие пять-шесть лет мы хотим занять там одну из ведущих позиций и войти в пятерку лидеров рынка”. А что, если американский президент Дональд Трамп введет, как он и грозил, высокие импортные пошлины на любую европейскую продукцию – и немецкие шоколадки окажутся в Америке чрезмерно дорогими?
Тем более, что резкое удорожание какао-бобов и так уже заставляет производителей шоколада продолжать начавшееся еще в прошлом году значительное повышение цен, о чем в середине января объявила, к примеру, швейцарская компания Lindt & Sprüngli. Или же менять расфасовку, что является другим вариантом повышения цен.
По этому пути сейчас пошла американская корпорация Mondelez, которой принадлежит такой популярный в Германии и других европейских странах бренд плиточного шоколада, как Milka. В конце января стало известно, что некоторые сорта будут продаваться теперь не по 100 г, а по 90 г, а плитки в 270 г уменьшаться до 250 г. И это после того, как в середине января стандартные плитки уже подорожали в немецких супермаркетах сразу на 50 центов: с 1,49 евро до 1,99 евро.
Да и у производителя Ritter Sport, занимающего в Германии после Mondelez второе место на рынке плиточного шоколада, розничные цены выросли еще в конце ноября почти на 30%: с 1,49 евро до 1,89 евро за 100 г. Так что немецкие квадратные плитки неминуемо будут дорожать в этом году и в России. Если в результате ощутимо сократятся объемы продаж в РФ, а к тому же из-за девальвации рубля еще больше снизится и прибыльность бизнеса, то рано или поздно в штаб-квартире Alfred Ritter GmbH в Вальденбухе может встать вопрос о смысле дальнейшей работы на российском рынке.