(Вильнюс, 17 декабря 2024 года) – Иностранные технологические компании поддаются усиливающемуся давлению российских властей, которые требуют от них соблюдения драконовских российских законов, нарушающих международные стандарты в сфере прав человека. Об этом заявила сегодня Human Rights Watch. Корпорации должны выполнять свои обязательства по защите прав человека и обеспечивать возможность для пользователей в России оставаться на связи с миром.
За последние полгода российские власти выдвигали все больше произвольных требований к крупнейшим иностранным технологическим компаниям об удалении контента и лишении российских интернет-пользователей доступа к средствам обхода цензуры. Компании выполняют эти требования, несмотря на очевидное нарушение ими свободы выражения мнений и свободы доступа к информации.
«Технологические компании оказываются уязвимыми для блокировок и других форм давления со стороны российских властей, — говорит Анастасия Круопе, младшая исследовательница по Европе и Центральной Азии в Human Rights Watch. — Однако это не дает таким компаниям карт-бланш для того, чтобы становиться инструментами возмутительных нарушений российскими властями прав человека в интернете».
Иностранным технологическим компаниям надлежит соблюдать права человека. Им следует избегать нарушения этих прав, а также на постоянной основе проводить проверки для выявления и устранения последствий для прав человека, возникающих в результате оказания ими своих услуг, посредством предоставления реального доступа к возмещению ущерба, а также информировать общественность о мерах, принимаемых ими для устранения таких последствий.
В июне 2024 года по требованию Роскомнадзора, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере онлайн- и медиаконтента, Mozilla удалила пять расширений для обхода цензуры – Censor Tracker, Runet Censorship Bypass, Planet VPN, Fast Proxy и еще одно неназванное расширение — для пользователей своего браузера Firefox в России. Некоторые из этих расширений были специально разработаны для обхода государственной цензуры в России.
Пятью днями позже Mozilla заявила, что после «изучения регуляторного режима в России и потенциальных рисков для нашего сообщества и сотрудников» она «восстановит ранее ограниченный доступ к ресурсам в России» в соответствии с приверженностью компании принципам открытого и доступного интернета. Human Rights Watch связалась с Mozilla по этому вопросу, однако не получила официального ответа.
В июле российское новостное агентство «Интерфакс» сообщило, что компания Apple заблокировала 25 VPN-сервисов (виртуальных частных сетей) в российском App Store «по требованиям Роскомнадзора». Некоторые из этих сервисов, в частности Le VPN и Red Shield VPN, публично подтвердили блокировку и процитировали уведомление Apple со ссылкой на «незаконный в России контент» как на основание.
С тех пор, как сообщается, Apple удалил еще десятки VPN-сервисов из российского App Store, не указывая причин. Human Rights Watch также самостоятельно верифицировала удаление из российского App Store десятков VPN-сервисов, которые оставались доступны в других странах, хотя невозможно определить, были ли они удалены Apple или их разработчиками.
В июле Human Rights Watch обратилась к Apple с рядом подробных вопросов. Apple не дал на это письмо официального ответа и не прокомментировал выполнение им конкретных предписаний — как и тот факт, что их выполнение привело бы к нарушениям прав человека. Однако в письменном ответе на письмо Human Rights Watch в декабре компания заявила: «Невыполнение законных предписаний могло привести к тому, что Apple утратил бы возможность поддерживать функционирование App Store или заниматься дистрибуцией контента в стране. Правительство США призывало компании продолжать предоставлять россиянам коммуникационные услуги, поскольку доступность таких услуг является лучшим способом поддержать демократические принципы».
В ноябре сервис YouTube уведомил некоторых своих пользователей о необходимости удалить их видео об инструментах обхода цензуры — в противном случае компания может быть вынуждена заблокировать их сама ввиду того, что Роскомнадзор счел эти видео запрещенной информацией.
Миллионы интернет-пользователей в России регулярно пользуются инструментами для обхода цензуры — VPN и другими прокси-сервисами, — чтобы преодолевать ограничения, налагаемые российским драконовским законодательством и получать доступ к информации онлайн, в том числе к независимому освещению войны России в Украине.
Внесенные в 2017 году поправки в законодательство запретили предоставление услуг прокси-сервисов, включая VPN и интернет-анонимайзеры, для доступа к сайтам, запрещенным в России. С тех пор российские власти заблокировали сотни прокси-сервисов. Они также неоднократно штрафовали иностранные технологические компании на крупные суммы за предоставление доступа к таким сервисам. В марте 2024 года вступил в силу новый закон, который запретил распространение информации об обходе цензуры, включая призывы пользоваться VPN-сервисами.
Как заявила Human Rights Watch, выполняя требования российских властей по блокировке VPN-сервисов, иностранные технологические компании усугубляют информационную изоляцию, с которой сталкиваются жители России из-за насаждаемой властями цензуры.
Иностранные технологические компании также выполняют требования об удалении контента, что нарушает стандарты в сфере свободы выражения мнений и доступа к информации.
В мае независимые СМИ сообщили о том, что YouTube заблокировал три видео с инструкциями для российских призывников о том, как избежать мобилизации, а также известил «ОВД-Инфо», известную российскую правозащитную организацию, о том, что ее канал «Как теперь?» может быть заблокирован, — во всех этих случаях YouTube ссылался на предписания Роскомнадзора. На следующий день YouTube восстановил доступ к видео по прямым ссылкам, однако в поисковой выдаче они отсутствовали.
Согласно сообщению организации Access Now, YouTube также предупреждал, что будет вынужден заблокировать каналы «ОВД-Инфо», ведущей российской организации в области защиты цифровых свобод «Роскомсвобода» и журналистов Екатерины Котрикадзе и Тихона Дзядко в связи с допущенными ими нарушениями законодательства об «иностранных агентах», используемого российскими властями для преследования своих критиков.
Human Rights Watch направляла Google несколько запросов, но не получила на них ответы.
18 октября Apple удалил из российского App Store приложение телеканала «Настоящее время», медиапроекта Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL), со ссылкой на то, что его контент является незаконным согласно российскому законодательству и что в нем содержатся материалы организации, признанной в России «нежелательной» (RFE/RL было признано таковой российскими властями в феврале). Apple также удалил из российского App Store приложение кыргызской службы RFE/RL, публикующей материалы на русском языке.
15 ноября Apple уведомил RFE/RL о том, что приложение его русской службы, на котором базируются сайты региональных проектов «Сибирь.Реалии» и «Север.Реалии», было удалено. Ссылаясь на требование Роскомнадзора, Apple указал, что в контенте содержатся материалы организации, признанной в России «нежелательной».
В ноябре, согласно сообщениям, Apple скрыл от пользователей в России эпизоды трех подкастов, выпускаемых независимыми медиа, в своем приложения «Подкасты» — подкаста «Что это было?» русской службы «Би-би-си», а также подкастов «Эхо Москвы» и издания The Insider. Все три издани были ранее заблокированы в России за освещение войны России в Украине.
Двумя месяцами ранее Apple удалил песню «Это пройдет» российской панк-группы «Порнофильмы», посвященную политическим репрессиям и полицейскому насилию, из приложения Apple Music. Согласно заявлению самой группы, Apple выполнял предписание Роскомнадзора. В октябре 2023 года «неуказанный госорган» распорядился о блокировке двух сайтов, содержащих слова и аккорды песни.
Впрочем, Apple и Google выполняют подобные требования отнюдь не впервые.
В сентябре 2021 года Apple и Google заблокировали доступ к приложению «Навальный» с блоком «Умное голосование», который должен был помочь российским избирателям выбирать кандидатов с самыми большими шансами победить правящую партию на парламентских выборах. Google также блокировал доступ к видео на YouTube и к документам Google Docs со списками рекомендуемых кандидатов.
Все более частое выполнение иностранными технологическими компаниями требований российских властей вызывает особое беспокойство в свете практически полного соблюдения российскими технологическими компаниями репрессивного законодательства и принципов регулирования. Российские поисковики, платформы социальных сетей, приложения, сервисы электронной почты и других цифровых услуг хранят данные пользователей, делятся ими с российскими правоохранителями, цензурируют контент и фильтруют выдачу поиска, манипулируя его результатами согласно требованиям властей.
За последние годы Россия угрожала иностранным технологическим компаниям полной блокировкой, налагала на них огромные штрафы, признавала их «экстремистскими организациями», проводила обыски в их российских представительствах, арестовывало их имущество и угрожало их сотрудникам уголовным преследованием.
Судя по всему, власти уже предпринимали попытки полной и/или частичной блокировки сервисов и приложений YouTube, Signal, WhatsApp, Viber и Telegram. LinkedIn, Instagram, Facebook и Twitter/X уже заблокированы в России.
Власти также предпринимают все более интенсивные атаки на иностранных провайдеров хостинговых (в том числе облачных) услуг, которыми пользуются иностранные технологические компании для предоставления собственных услуг в России. В декабре Роскомнадзор пригрозил заблокировать восемь иностранных хостинг-провайдеров за несоблюдение ими требований российского драконовского законодательства.
Иностранные технологические компании должны сопротивляться требованиям ограничить доступ к ресурсам, защищаемым свободой выражения мнений, в том числе оспаривая такие требования в суде. Компании должны на постоянной основе проводить проверки для выявления и нейтрализации рисков соучастия в цензуре, а также учитывать последствия потенциальных блокировок или замедлений, в том числе посредством создания плана действий в экстренной обстановке в целях сохранения доступа для пользователей в России.
«Корпорациям стоит проводить консультации с представителями российского гражданского общества, чтобы понимать последствия выполнения ими требований властей, которые нарушают международные стандарты в сфере прав человека, а также чтобы продумать способы защитить права своих пользователей», — говорит Круопе.