Министр обороны РФ Сергей Шойгу на одном из предприятий российского ОПК в Омской области, апрель 2024 года (Фото:Миноброны РФ)
Министр обороны РФ Сергей Шойгу на одном из предприятий российского ОПК в Омской области, апрель 2024 года (Фото:Миноброны РФ)
Несмотря на все западные санкции, российская оборонная промышленность процветает, а производство оружия, которое помогает Москве вести войну против Украины, резко возросло с начала вторжения. Ключевой страной в поддержке российского оборонно-промышленного комплекса стал Китай.
Об этом пишет журнал The Economist, анализируя данные недавнего исследования американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS).
К примеру, по состоянию на начало 2024 года ежемесячная способность РФ в изготовлении ракет большой дальности, вероятно, выросла более чем вдвое [с начала вторжения в Украину]. Такой рост стал возможным благодаря иностранным поставщикам, от которых Россия получает дефицитные запчасти, электронику и оборудование, необходимое для изготовления оружия.
Подобные товары часто поступают в РФ через сложную сеть подставных компаний, поэтому выявить и выделить эти потоки довольно трудно. Однако исследование CSIS доказывает, что львиную долю «оборонного» импорта Россия получает из Китая (на графике ниже).
В частности китайские компании поставляли России полупроводники, которые являются критически важной составляющей для создания различных систем вооружения. Они также поставляли навигационное оборудование, части для реактивных самолетов и другие товары, такие как шариковые подшипники, которые используются в производстве артиллерии и другого оборудования.
Данные транзакций свидетельствуют о том, что преимущественно из Китая Россия импортирует также высокоточное прецизионное производственное оборудование, в частности оборудование с числовым программным управлением (CNC), то есть высокотехнологичные программируемые производственные станки.
Между мартом и июлем 2023 года между Россией и Китаем ежемесячно фиксировалось более 10 000 транзакций, которые включали подобное оборудование (и не только его). А поскольку каждая транзакция может содержать несколько товаров, фактическое количество предоставленных единиц, вероятно, было гораздо больше, предполагает The Economist.
Опубликованные изданием графики показывают, что импорт таких товаров в Россию начал расти после того, как Владимир Путин объявил о частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Однако всплеск поставок из Китая произошел в марте 2023 года, когда Си Цзиньпин встретился с Путиным в Москве. Официальный Пекин утверждал, что занимает нейтральную позицию в войне и не обеспечивает оружием ни одну из сторон. Однако подобный экспорт в Россию подтверждает, что КНР осуществляет очень значительный вклад в военную машину Кремля. Энтони Блинкен, государственный секретарь США, уже упрекнул Китай за то, что КНР является «основным вкладчиком» в оборонно-промышленный комплекс России.
Кроме торговли с Китаем и несмотря на значительные экспортные ограничения, в 2023 году России удавалось получать и немало компонентов западного производства для своего ОПК. Например, товары из Франции, Германии и Японии попадали в Россию через третьи страны, такие как Турция и Объединенные Арабские Эмираты, которые не присоединились к западным санкциям. Исследование Королевского Объединенного института оборонных исследований (RUSI, Royal United Services Institute), опубликованное в декабре, показало, что компания Компэл — один из ведущих российских дистрибьюторов микроэлектроники — импортировала огромные объемы западной микроэлектроники не только через Гонконг, но и через Германию.
Ввести более строгие правила, чтобы ограничить эти потоки, «нелегко», пишет The Economist. Первой причиной издание называет тот факт, что Россия все активнее использует оборудование более низкого уровня — частично из-за того, что она исчерпала запасы более совершенных систем. Это означает, что российские производители оружия нуждаются в технологиях, которые используются также в гражданских целях, а такой поток товаров труднее ограничить в международных цепочках поставок.
Другая сложность заключается в том, что Украина тоже частично зависит от китайских производителей некоторых запчастей и деталей (хотя эти поставки гораздо меньше по объему, чем поставки Китая в Россию). Поэтому разработчики санкций на Западе должны принимать во внимание, может ли введение новых ограничений в отношении некоторых китайских фирм помешать военным закупкам Украины.
Поэтому бум военного производства в России, похоже, будет продолжаться. Ожидается, что ее расходы на оборону достигнут 115 миллиардов долларов в 2024 году, что на 68% больше, чем в 2023 году. Однако даже с помощью Китая и других стран Россия не сможет продолжать эти усилия бесконечно долго, отмечает The Economist. «Взрывчатые вещества, необходимые для изготовления артиллерийских ракет и других боеприпасов, являются дефицитом. По некоторым параметрам [вооружения] запасы советских времен, которые россияне до сих пор восстанавливали [со складов], исчерпаются в течение следующих нескольких лет. Между тем западные страны могут приложить усилия, чтобы закрыть лазейки в текущих санкциях и увеличить собственные производственные мощности, чтобы помочь Украине», — резюмирует издание.