Успех Дональда Трампа на выборах президента США показал масштаб разочарования администрацией Джо Байдена, вторым лицом которой является кандидатка от демократов Камала Харрис.
Лично для Трампа возвращение в Белый дом может означать решение части его проблем с законом и заморозку остальных — но не исключен также сценарий, при котором он станет первым президентом, приговоренным к тюремному заключению.
Для американского общества его второй срок означает жесткую миграционную политику и пересмотр экологической повестки.
Для Украины, НАТО и других союзников и партнеров США — отказ от традиционной внешней политики Вашингтона с немедленными последствиями.
Мы отвечаем на главные вопросы о втором президентском сроке Дональда Трампа.
Предвыборная программа Трампа во многом повторяла его обещания 2016 года, которые не были исполнены во время его первого срока. Тогда часть из них провалились в Конгрессе, часть отменил Верховный суд, а некоторые заблокировали назначенные Трампом на ключевые посты республиканцы старой школы. Те не поддерживали его экономический популизм и изоляционизм во внешней политике.
С тех пор экс-президент не раз заявлял, что назначение этих людей было его главной ошибкой, и теперь он намерен окружить себя единомышленниками и лояльными назначенцами.
Об этом говорит и выбор вице-президента. В 2016 году им был Майк Пенс, самостоятельная политическая фигура из числа классических республиканцев. В этот раз Трамп взял в напарники Джей Ди Вэнса, который обязан своей политической карьерой лично Трампу и ничего не должен функционерам Республиканской партии.
Главным предвыборным обещанием Трампа была массовая депортация мигрантов, находящихся в стране незаконно.
Еще в 2016-м он обещал депортировать всех нерегулярных мигрантов — тогда, как и сейчас, их число оценивалось в 11 млн человек. Но свое обещание он не сдержал — более того, в годы правления Барака Обамы темпы депортаций были даже выше.
Но другие меры Трампа помогли значительно снизить уровень нелегальной миграции, однако в 2021-м году Байден отменил их, и число незаконных пересечений границы выросло до рекордных показателей.
Вступив в должность 47-го президента США в январе, Трамп намерен положить этому конец и депортировать миллионы мигрантов каждый год, даже если это потребует массовых рейдов по всей стране и ударит по экономике.
Трамп обещал остановить российское вторжение в Украину в случае своей победы на выборах и сделать это очень быстро, еще до принятия присяги в январе следующего года. При этом он отказывался говорить, как именно он этого добьется.
Демократы утверждали, что его план предполагает принуждение Киева к перемирию с Москвой без освобождения оккупированных украинских территорий и серьезных гарантий безопасности, о которых говорит Владимир Зеленский.
Но даже если это так, то исход этой дипломатии может быть непредсказуем. Первый срок Трампа начался с попыток перезапустить отношения с Россией, а закончился новыми санкциями, высылкой 60 российских дипломатов и поставкой Украине противотанковых комплексов «Джавелин».
Едва ли не единственным элементом наследия Трампа на посту президента, с которым согласны лидеры и демократов и республиканцев, был радикальный пересмотр отношений с Китаем. Байден в целом продолжил заданный им курс на гораздо более открытую конфронтацию, и Харрис в своей кампании обещала ему следовать.
Но Трамп хочет поднять ставки — и ввести пошлину в 60% на все импортные товары из Китая (на импорт из других стран он хочет ввести 10% обязательную пошлину).
Учитывая то, что Пекин будет отвечать симметричными мерами, это может привести к беспрецедентной торговой войне между двумя сверхдержавами с непредсказуемыми последствиями для американской и, следовательно, мировой экономики.
Трамп также высказывался о необходимости окончания войны в Газе, что идет вразрез с его произраильской позицией, однако объясняется его общей нелюбовью к вооруженным конфликтам.
В целом от второй администрации Трампа следует ожидать уменьшение интереса США к событиям в Европе и на Ближнем Востоке и переориентацию ресурсов на противостояние с Китаем. Это курс, который был обозначен еще Обамой, но был заморожен в последующие годы.
Трамп обещает отменить многие экологические нормы и регуляции, отказаться от обязательных квот на электрические автомобили и разрешить бурение новых скважин для добычи нефти и газа на американской земле. В связи с этим часто вспоминают его любовь к республиканскому лозунгу «Бурить, детка, бурить!» (англ. Drill, baby, drill!).
Эти меры могут сильно отбросить США назад в вопросах борьбы с изменением климата.
Трамп также обещает снизить налоги, но для этого ему нужна будет поддержка Конгресса.
В ближайшее время можно ожидать скорее попытку продлить налоговую реформу, которую Трамп провел в 2017 году и которая истекает в следующем. Она предоставляет значительные налоговые льготы корпорациям и самым богатым американцам.
Сейчас Трамп проходит как обвиняемый по сразу нескольким уголовным делам — в одних иски против него были поданы федеральными властями, в других инициатива исходила от штатов.
Более того, он уже был признан виновным по уголовному делу о секретной выплате порнозвезде Сторми Дэниелс, приговор ожидается 26 ноября — теоретически, Трамп все еще может быть приговорен к тюремному заключению. Но его победа на выборах усложняет ситуацию.
Трамп также является обвиняемым по уголовному делу о вмешательстве в выборы, и в данный момент судья рассматривает эти обвинения в свете недавнего решения Верховного суда о том, что глава государства обладает частичным иммунитетом от судебного преследования за действия, совершенные им в качестве президента.
Еще одно федеральное дело о нарушении правил обращения с секретными документами недавно прекратила судья, которая была назначена Трампом.
Даже если в оставшиеся Байдену два месяца в качестве президента федеральные прокуроры будут и дальше продолжать настаивать на этих обвинениях, как только Трамп попадет в Белый дом, назначенный им новый глава Минюста США сможет снять обвинения по федеральным искам.
Кроме них, в штате Джорджия Трамп и его юристы проходят по уголовному делу о преступных организациях (RICO Act), который использовался в прошлом для борьбы с боссами мафии. В данном случае обвинения также связаны с фальсификацией выборов, и часть фигурантов дела уже признали себя виновными, но не Трамп. Это дело было приостановлено в июле, когда стало известно, что прокурор Фани Уиллис встречалась с назначенным ей на это дело спецпрокурором.
Пока Трамп находится в Белом доме, он может об этих делах не беспокоиться, говорится в анализе Financial Times — уголовное преследование действующих президентов противоречит юридической практике США.
А к окончанию своих полномочий он может теоретически быть помилован губернаторами отдельных штатов, представляющих для него проблемы.
Победа Трампа означает, что американцы поддержали его платформу «ксенофобии, женоненавистничества, расизма, жестокости, тьмы и ненависти», говорится в статье Washington Post.
Однако консервативные публицисты на подобные обвинения отвечают, что дело не в нетерпимости простых избирателей, а в провале администрации Байдена, дистанцироваться от которой Камале Харрис так и не удалось.
Среди главных проблем они называют кризис безопасности на границе и рост нелегальной миграции, а также недовольство американцев экономикой. И даже если экономика США в последние годы росла, инфляция после постпандемического скачка упала, а безработица достигла рекордно низких показателей, большинство участников соцопросов говорили, что при Трампе жилось лучше.
Многие избиратели разочаровались и в способности Байдена защитить страну от внешних угроз: он пришел ко власти в момент, когда США не участвовали в масштабных войнах за рубежом, а лишь поддерживали небольшой контингент в Афганистане. Сейчас же страна самым тесным образом вовлечена в два сложнейших конфликта, в Украине и на Ближнем Востоке, и тратит миллиарды долларов на поддержку воюющих в них своих союзников и партнеров.
Поражение Харрис может быть суммой всех этих факторов, но может отражать и более глубокую реальность.
Для многих республиканцев Трамп остается культовой, едва ли не мессианской фигурой, способной спасти страну и вернуть ее на правильный путь.
Это похоже на роль, которую экс-президент Барак Обама играет в сознании либеральных американцев, но ни у Байдена, ни у Харрис к его популярности приблизиться не получилось, и они претендовали лишь на то, чтобы быть альтернативной Трампу. Обама и его жена Мишель активно агитировали за Харрис, но в конце концов в бюллетенях стояли не их имена.