За более чем тысячу дней полномасштабной войны Украина пережила уже две зимы в условиях регулярных бомбардировок энергетической инфраструктуры — и риска гуманитарной катастрофы. На пороге третий сезон холодов, и на этот раз ситуация еще более критическая: все последние месяцы Вооруженные силы (ВС) РФ наносили прицельные массированные удары по украинским электростанциям. Страну в лучшем случае ожидают плановые ежедневные отключения электричества даже в морозную погоду, а в худшем — волна смертей из-за замерзания людей в неотапливаемых домах. «Медуза» изучила, что говорят эксперты о состоянии украинской энергетики, разрушенной российскими ракетами и дронами, к каким условиям придется приспосабливаться мирным жителям этой зимой и за счет чего Украина может восполнить дефицит генерирующих мощностей.
Аудиоверсию этого текста слушайте на «Радио Медуза»
Украине из-за российских атак не хватает электричества. Что будет зимой?
Чуть более чем через неделю наступит зима — а ситуация с российскими обстрелами энергетической инфраструктуры Украины только ухудшается. 17 ноября во время «одной из крупнейших воздушных атак» со стороны ВС РФ в Украине пострадали объекты как генерации, так и распределения электроэнергии. Некоторые города часами оставались не только без света, но и без воды и тепла.
«Исходя из официальной информации можно понять, что в результате удара 17 ноября повреждения получили тепловые электростанции Западной Украины и Днепропетровской области, которые только восстановили после летних атак. А также подземное газовое хранилище во Львовской области и магистральные линии электропередач», — перечисляет в интервью «Медузе» эксперт по энергетике, консультант проекта Дмитрий Науменко. О том, что удар поразил тепловую и гидрогенерацию, а также объекты «Укрэнерго», говорила и руководитель по устойчивому развитию аналитического центра Елена Лапенко.
Под угрозой после бомбардировки 17 ноября оказалась и работа украинских АЭС. Как сообщило Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), повреждения получили четыре подстанции, от которых зависят Хмельницкая, Ровенская и Южно-Украинская АЭС. Им пришлось снизить выработку. Теперь только два из девяти реакторов в стране работают на 100% мощности. Также пострадали линии, питающие оккупированную Запорожскую АЭС. Минобороны РФ со своей стороны не скрывало, что метило в энергетические объекты — но якобы только в те, «которые обеспечивали работу ВПК Украины».
Уже спустя четыре дня, 21 ноября, в ответ на удары по приграничным регионам дальнобойным западным оружием Россия впервые атаковала Украину безъядерной гиперзвуковой ракетой средней дальности. По версии Владимира Путина, целью был завод ракетной техники «Южмаш» в Днепре. Но за ударом тоже последовали экстренные отключения электроэнергии. Кроме того, второй раз за неделю под угрозой блэкаута оказалась Запорожская АЭС: на станции была обесточена одна из двух линий питания, сообщило Минэнерго Украины.
«Чтобы избежать резких отключений атомных энергоблоков из-за возможных обрывов сетей или критических подстанций из-за атак, их иногда заранее переводят на более низкие уровни выработки. Это позволяет сберечь ресурс оборудования и риск ядерных инцидентов при возможных блэкаутах. Это уникальный опыт украинских атомщиков, которые вынуждены адаптироваться под беспрецедентные условия эксплуатации крупной энергосистемы в условиях боевых действий и атак на гражданскую инфраструктуру», — объясняет «Медузе» эксперт атомного проекта экологического объединения «Беллона» Дмитрий Горчаков. При этом, как замечает Дмитрий Науменко из «Green Deal Украина», «экстренная смена режима выработки небезопасна для АЭС, они не рассчитаны на такие режимы работы». Кроме того, снижение выработки приведет к росту дефицита электроэнергии. «Сейчас, после вывода из строя практически всех ТЭС, атомные станции — это основа энергосистемы», — уточняет Науменко.
Россия разрушает инфраструктуру, которую Украина тщательно восстанавливала, чтобы пережить наступающую зиму. «Еще неделю назад мы могли бы говорить о значительных успехах в подготовке к зиме, но реалии быстро меняются», — констатировал заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ЧАО «Укргидроэнерго» Богдан Сухецкий. По его словам, «враг тщательно анализирует ситуацию, и поэтому часть данных [о текущем состоянии энергетической инфраструктуры] должна быть закрытой».
Энергосети и подстанции могут починить быстро, только если не будет новых обстрелов. «Отремонтировать линии электропередачи (распределительные узлы) легче, чем поврежденные электростанции, но и тут все зависит от количества доступных запчастей, — рассказывает Дмитрий Науменко. — Некоторые вещи, такие как трансформаторы, сейчас очень сложно достать даже на мировом рынке. Пока что сети восстанавливаются достаточно быстро, если нет попыток стрелять по ремонтным бригадам (а были и такие случаи, к сожалению)».
Запчасти для станций приходится брать в том числе на ранее разрушенных объектах. Так случилось с Кураховской ТЭС — ее решено было демонтировать, поскольку генераторы и трансформаторы необходимы для ремонта других предприятий, подтвердил газете The Wall Street Journal начальник ТЭС Анатолий Боричевский.
До полномасштабного вторжения ВС РФ мощность генерации в Украине составляла 47 гигаватт. В 2024 году, когда Россия начала прицельно бить по генерирующим объектам, девять гигаватт было потеряно. А всего, с учетом потерь 2022–2023 годов, общая мощность опустилась до 20 гигаватт. При этом было уничтожено или повреждено 90% мощности тепловых электростанций . В гидрогенерации потеряно 45% мощностей, в том числе выведена из строя крупнейшая станция — ДнепроГЭС.
К ноябрю станции частично успели восстановить. По данным Минэнерго Украины, масштабная ремонтная кампания должна была добавить в сеть до трех гигаватт. Еще один гигаватт должен был появиться благодаря установке объектов распределенной генерации.
Но на 18 ноября мощность вновь составила 20,7 гигаватта, следует из данных аналитического центра DiXi Group. И в этой оценке еще не учтено снижение выработки электроэнергии на АЭС.
Максимальная мощность украинских АЭС составляет 7,7 гигаватта. Этот показатель покрывает до 55% среднего зимнего спроса. Пиковое потребление зимой может достигать 18,5 гигаватта, прогнозирует МАГАТЭ.
Частично недостаток покрывает импорт электроэнергии из ЕС, его планируют довести до 2,1 гигаватта. Но проблемы с этим источником могут возникнуть из-за дефицита финансирования: в Украине невысокие (по сравнению с Европой) цены на электроэнергию, и их рост принудительно ограничен. Так что стоимость импорта оценивается в сумму около одного миллиарда долларов в год, отмечает Национальный банк Украины.
И даже если страна получит весь объем импорта, электроэнергии будет не хватать. «Зимой генерация из возобновляемых источников снижается, а гидрогенерация критически зависит от водных ресурсов, которых в этом году не хватает из-за засушливого лета и осени. Даже после частичного восстановления оборудования ситуация будет оставаться сложной из-за высокого спроса зимой», — объясняла Елена Лапенко из DiXi Group.
В июле Национальный банк Украины (НБУ) оценивал дефицит электроэнергии примерно в 7%. «В августе — октябре улучшение погодных условий и ремонтные работы быстрее ожиданий на энергетических объектах способствовали стабилизации ситуации», — писали эксперты НБУ в отчете за третий квартал (последний доступный на данный момент). Кроме того, бизнес активно адаптировался и переходил на собственную генерацию. Поэтому НБУ понизил прогноз дефицита до 5%. Ожидается, что дефицит останется примерно таким же (6%) в следующем году и может сократиться до 3% в 2026-м. Но даже сокращенный дефицит — серьезный сдерживающий фактор для восстановления ВВП. Импорт электроэнергии и более дорогое автономное энергообеспечение, на которое приходится переходить предприятиям, повышают их затраты, что сказывается на росте цен, отмечали в НБУ.
Дефицит — это еще и продолжение плановых отключений подачи электричества. Они создают серьезные сложности в быту и по цепочке приводят к другой проблеме — оттоку населения. «Продолжительная война и значительный дефицит электроэнергии будут вызывать продолжение внешней миграции, а позже замедлят возврат людей в Украину», — описывал эту угрозу Национальный банк:
Летом 2024 года реализовался риск большего оттока за границу, чем ранее предполагалось, в результате очень сложной энергетической ситуации.
Вот какие три сценария зимы для Украины сегодня рассматривают эксперты.
Если новых массированных обстрелов энергосистемы не будет и зима окажется умеренно холодной, эксперты DiXi Group ожидают дефицит до двух гигаватт. В этом случае могут потребоваться графики почасовых отключений и меры по сокращению потребления электроэнергии.
«Если удастся восстановить тепловую генерацию или гидростанции, они смогут дать больше мощности, и этот дефицит будет минимальным. В самые дефицитные », — уточняла Елена Лапенко.
При холодной погоде и все еще без новых ударов России по энергетике увеличение потребления приведет к дефициту до 3,4 гигаватта, а при отсутствии импорта или при нестабильной работе восстановленной генерации — до пяти гигаватт. «В этом случае необходимо будет применять жесткие графики ограничения мощности и почасовые отключения», — пишет DiXi Group. По словам Лапенко, «если будет очень холодно — морозы в минус 10-15 градусов, — тогда даже в часы минимальной нагрузки у нас будет дефицит, который также может покрываться дополнительной, например, аварийной помощью или просто будут действовать графики отключений не только в вечерние, но и в ночные часы».
Худший и, к сожалению, совсем не нереалистичный сценарий — это новые атаки России. Даже при умеренных морозах они приведут к аварийным отключениям, что хуже, чем любые плановые, подчеркивают в DiXi Group.
При резком похолодании и разрушительных ударах, в том числе по инфраструктуре АЭС, Украина может столкнуться с отключениями электроэнергии на периоды до 20 часов в день, цитировало издание Politico Александра Харченко, управляющего директора Центра исследований энергетической промышленности и советника правительства Украины по вопросам энергетики (он отказался говорить с «Медузой»). С тем, что, вероятно, жители будут получать электричество всего на пять-шесть часов в день, согласен и генеральный директор компании Сергей Коваленко.
«Худший сценарий — мрачный», — констатируют эксперты британского Королевского объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institution, RUSI). При серьезном повреждении энергетической инфраструктуры крупные украинские города останутся не только без света, но и без системы водоснабжения, канализации и отопления. «Последние две зимы в Украине были мягкими. Суровый зимний сезон, когда температура опускается до отрицательных двузначных показателей, рискует привести — по украинским оценкам — к тому, что миллионы украинцев будут искать убежища в Европе», — прогнозируют в RUSI.
А пообщавшийся с Politico на условиях анонимности высокопоставленный американский чиновник был еще более пессимистичен в своих ожиданиях: «Мы ожидаем очень суровой зимы. Люди будут умирать в своих домах, потому что Россия выводит из строя энергетическую инфраструктуру».