Привет, Хабр! В этой статье я хочу рассказать о сложностях, с которыми столкнулись российские разработчики и IT-компании после 2022 года в работе с App Store. Разберу с вами нововведения, которые действуют для специалистов из РФ, и поделюсь, как нашей компании удаётся работать на площадке в условиях ограничений.
За свою карьеру я изначально был далёк от мобильной разработки, к которой долго шёл, а моё решение окончательно сменить профиль пришлось на пандемию. А когда я начал работу на текущем проекте — ударили санкции. И всё же, два года спустя, нам удалось доделать наше приложение и успешно преодолеть полосу препятствий, чтобы сделать то, чего делать нельзя: опубликовать платное приложение из РФ. Называть его я, на всякий случай, не буду, да и не о нём статья. Тема приложения — спорт и ЗОЖ: грамотно выстроить режим дня и сна, посчитать калории, программы тренировок, замеры важных показатели здоровья (в том числе вес, пульс, давление и др.). Чтобы быть объективными и точными, мы сотрудничаем с врачами и тренерами. И наконец-то дозрели, чтобы попробовать выйти на международную аудиторию.
Но крупные магазины приложений, по сути, монополисты и от них зависит, будет у вас проект или нет.
В 2023 году Apple приостановила возможность публиковать платные приложения авторам из РФ. Поддержка Apple заявила: «В связи с действующими ограничениями мы отключили возможность для российских разработчиков получать доход от своих приложений в App Store, включая платные приложения и покупки внутри приложений». В результате многие разработчики были вынуждены предлагать свои приложения бесплатно или искать альтернативные способы монетизации.
Позже ограничения смягчились, но все равно остались. Разработчикам из РФ позволили монетизировать приложения при соблюдении ряда условий:
Аудитория оплаты — Россия. Это означает, что приложение должно быть ориентировано на пользователей из РФ, а платежи могут осуществляться только с российских аккаунтов. Проще говоря, международный рынок оказался закрыт.
Комиссия за обработку платежей от App Store составит 27% при подключении внешних способов оплаты (например, Stripe). Дополнительно 3–4% разработчику придется оплатить сторонней платежной системе. Стандартная комиссия за внутренние покупки в Apple составляет 30%.
Для внедрения внешних покупок необходимо подать заявку на StoreKit External Purchase Link Entitlement. Для этого требуется именно аккаунт компании — личный не подойдет. При заполнении заявки попросят подписать платное соглашение, однако с нового аккаунта это сделать не получится. Попробуйте направить заявку без соглашения, Apple не всегда обращает на него внимание. В процессе заполнения заявки укажите название приложение, идентификатор, описание продукта, эквайринг, сайт, информацию о компании.
Регулярная подача отчетности об операциях вручную. Разработчики должны самостоятельно формировать данные обо всех транзакциях и отправлять их в Apple в установленный срок.
Условия малоприятные для тех, кто хочет взаимодействовать с зарубежными клиентами и получать оплату с иностранных карт. Мы перелопатили весь интернет и нашли все-таки способ легально продвигаться в App Store на приемлемых условиях. В любом случае для этого требовался аккаунт разработчика — Apple Developer. Делюсь, как корректно его зарегистрировать.
Существует 2 типа аккаунтов Apple Developer: Individual (личный) и Organization (корпоративный). Рекомендую использовать второй вариант. Это обеспечит большую гибкость в приеме международных платежей и позволит публиковать приложение не от лица конкретного человека, а от лица компании.
Кроме того, у такого типа аккаунта есть возможность управления командой разработчиков, доступ к дополнительным API и сервисам Apple. В отличие от личного аккаунта, требуется предоставить немного больше документов, в том числе D-U-N-S номер. Однако стоимость подписки для обоих типов одинакова — $99 в год.
Перед запуском процесса настоятельно рекомендую зарегистрировать иностранную компанию. Вы можете сделать это в любой стране, которая не окружена санкциями — США, Великобритания, Гонконг, Кипр, ОАЭ и другие. Именно этот этап позволит вам обойти ограничения и опубликовать приложение не от лица разработчика из РФ, а от лица компании из другой страны, на которую не наложены ограничения. Поэтому можно будет монетизировать ваши приложения и работать с иностранной аудиторией.
Наша команда остановилась на США. Америка предлагает мощный рынок и отличные условия для предпринимателей. Выбрали структуру LLC — относительно бюджетный и более гибкий вариант с минимальными бюрократическими сложностями. Из штатов обычно разработчики выбирают Делавэр или Вайоминг, поскольку там созданы хорошие условия и программы для IT, комфортная ставка корпоративного налога.
Регистрировали компанию через Easy Payments, чтобы закрыть этот процесс как можно скорее — в Делавэре по ускоренному пути прошли все проверки за сутки.
Получили все документы на юрлицо, оформили налоговый номер EIN (в США без него никуда) и открыли бизнес-счет в платёжной системе Payoneer — многие фрилансеры и команды, работавшие с международными заказами, знают его как «адекватный PayPal». Этот счет указывается в реквизитах при регистрации, туда поступают средства от пользователей. Чтобы выводить деньги на физический счет, заодно оформили карту в банке Киргизии.
Вся процедура прошла удаленно, из документов потребовались зарубежный паспорт, подтверждение адреса вне РФ и РБ, а также сайт компании. В результате мы были полностью укомплектованы для выхода в App Store на международном уровне.
Далее непосредственно про регистрацию на сервисе.
Перед регистрацией в Apple Developer необходимо создать Apple ID, который будет привязан к учетной записи разработчика. Рекомендую зарегистрировать отдельный аккаунт, выбрав регионом аккаунта не Россию, а другую страну.
Для регистрации корпоративного аккаунта (Organization) требуется номер D-U-N-S (Data Universal Numbering System), который идентифицирует компанию в международных базах данных. Его можно получить бесплатно на сайте Dun & Bradstreet. Процесс получения может занять от нескольких дней до трех недель.
Когда иностранная компания, бизнес-счет готовы, получен номер D-U-N-S, можно приступать к регистрации в Apple Developer:
Перейти на Apple Developer.
Авторизоваться с помощью Apple ID.
Заполнить форму регистрации, указав данные юридического лица.
Подтвердить согласие с условиями Apple Developer Program.
Дождаться одобрения заявки (обычно занимает несколько дней).
Для активации аккаунта необходимо оплатить лицензию Apple Developer Program, стоимость которой составляет $99 в год. Оплатить можно только картой, поддерживающей международные платежи. Например, мы как раз внесли платеж с помощью иностранной карты Киргизии.
После успешной регистрации администратор аккаунта можно добавить других разработчиков в команду через Apple Developer Console. Это позволяет распределять права доступа между участниками проекта и работать над приложением совместно.
В App Store можно организовать внутриигровые покупки через In‑App Purchases (IAP). В этом случае Apple взимает комиссию в размере 30% с каждой транзакции. Чтобы принимать оплату таким образом, необходимо принять Соглашение о платных приложениях (Paid Apps Agreement) и предоставить реквизиты бизнес-счета. Все средства поступают на указанные данные за вычетом комиссии App Store.
В IAP через StoreKit разработчик может настроить подписки, разовые платежи и разблокировку контента в App Store Connect. Все транзакции проходят через Apple ID, а деньги хранятся на балансе разработчика.
Вывод средств осуществляется раз в месяц на банковский счет, указанный в App Store Connect. Минимальная сумма для выплаты — $1. Комиссия Apple может снижаться до 15% для подписок после первого года и для участников Small Business Program.
Приложения в App Store, которые предлагают покупки внутри приложения, также могут использовать StoreKit External Purchase Link Entitlement. Это позволит включить ссылку на веб-сайт разработчика, который информирует пользователей о других способах покупки цифровых товаров или услуг. Разработчикам разрешается подключить сторонние способы приема платежей (например, Stripe на сайте).
Для этого необходимо отправить запрос, включить право в Xcode и использовать требуемые API StoreKit. Apple проверит ваше приложение, чтобы убедиться, что оно соответствует положениям и условиям права, а также App Review Guidelines и Apple Developer Program License Agreement.
Однако со встроенными покупками этот вариант комбинировать нельзя. Комиссия за платеж Apple все равно будет: она составит 27%. Дополнительно 3–4% разработчику придется оплатить сторонней платежной системе.
Многие считают, что внешние платежи выгоднее встроенных, но они создают новые сложности для разработчиков и пользователей. Apple не просто так взимает большую комиссию: компания берет на себя поддержку клиентов, возвраты, борьбу с мошенничеством и автоматическое продление подписок. При переходе на альтернативные методы оплаты эти задачи ложатся на плечи разработчиков, увеличивая их затраты и риски.
Кроме того, Apple упрощает процесс покупки: карта уже привязана к аккаунту, оплата подтверждается Face или Touch ID, а подписки легко управляются в iOS. В то же время внешние системы требуют ручного ввода данных и сложного процесса отмены подписки, что снижает удобство для пользователей и увеличивает отток клиентов.
Какой бы способ приема оплаты вы не выбрали, для вывода денег вам потребуется бизнес-счет и физический счет. На первый будут приходить все выплаты от пользователей, а на второй вы сможете выводить деньги самостоятельно для дальнейшего распределения и использования. Еще раз упомяну, что все это лучше делать не в российских банках — обратитесь к специалистам, чтобы открыть счета за рубежом удаленно, и будет вам счастье.
Конечно, процесс был непростым — пришлось изучить множество нюансов, оформить иностранную компанию, открыть бизнес-счет за рубежом и правильно зарегистрировать аккаунт разработчика. Из России запуск платного приложения в App Store требует нестандартного подхода, но это вполне реальная задача. Главное — учитывать актуальные требования Apple, а также продумать стратегию монетизации.
Однако эти усилия себя оправдали успешным запуском нашего приложения с монетизацией в App Store, несмотря на все ограничения и без переезда («релокации»).