Спустя почти 20 лет после выхода первой игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Тень Чернобыля) разработчики GSC Game World возвращаются с продолжением культовой серии. S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (Сердце Чернобыля).
Это вселенная, которую так долго ждали и обожают хардкорные поклонники, хотя новичкам она может показаться довольно сложной для восприятия.
На игре отразилась и современная трагедия Украины — война, начатая Россией.
Мои первые впечатления от Shadow of Chernobyl навсегда остались в памяти, как и у многих других, кто играл в эту игру в 2007 году, будучи подростком.
С тех пор прошло 17 лет, а я до сих пор помню впечатляющее освещение экрана, погодные эффекты и особенно страшные звуковые эффекты — всё это создавало жуткую и прекрасную атмосферу, на фоне которой игрока (то есть меня) снова и снова убивали стаи мутировавших диких собак, его превращали в зомби или просто без церемоний расстреливали антигерои.
Беспощадный геймплей, уникальная графика и амбициозный масштаб вызвали в те годы как восторженные отклики, так и критику.
Для тех, кто не знаком с серией, напомню, что сюжет игры создан по мотивам классического научно-фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» (не имеющего никакого отношения к аварии на Чернобыльской АЭС).
В мире S.T.A.L.K.E.R. официальная история чернобыльской катастрофы на самом деле скрывает неудачный научный эксперимент, высвободивший ужасающие силы из сверхъестественного слоя реальности, называемого «О-сознание».
Зона вокруг Чернобыльской АЭС оказалась испещрена физическими аномалиями, изменяющими законы времени и пространства, и наводнена мутантами с необычными психологическими способностями, гигантской деформированной флорой и фауной, а также существами, обладающими ужасающей силой.
Как и в романе, действие игры разворачивается в «Зоне отчуждения», полной необъяснимых и бездушных сил. Но обещание славы, богатства и власти привлекает к ней сталкеров, наемных охотников и бандитов, которые расплачиваются за это резким сокращением продолжительности собственной жизни.
Несмотря на опасные условия, многочисленные группы — военные, учёные, преступники, наёмники и идеологически мотивированные группировки — борются за «контроль» над торговлей ценными аномальными артефактами, которые спонтанно возникают в Зоне.
Им приходится не только противостоять бесконечным нападениям монстров, но и справляться с мощными выбросами — «психическими штормами», превращающими всех, кто находится на открытой местности, в зомби.
S.T.A.L.K.E.R. 2 продолжает эту концепцию, действие происходит спустя годы после событий Shadow of Chernobyl и двух дополнительных частей — Clear Sky (Ясное небо) и Call of Pripyat (Зов Припяти).
Многое изменилось в Зоне отчуждения, но старые угрозы всё ещё существуют. Новые группировки сражаются за контроль над новыми территориями, а старые локации воссозданы в открытом мире, представляющем собой опасные, но прекрасные украинские пейзажи, тщательно реализованные на движке Unreal Engine 5.
Новая часть повторяет всё то, за что серию любили и ненавидели. Игровой процесс сильно улучшен и облегчает жизнь игрокам, но в своей основе это всё тот же S.T.A.L.K.E.R., со всеми его плюсами и минусами.
Например, искусственный интеллект, который управляет поведением противника, хоть и стал немного лучше, всё равно ведёт себя непредсказуемо, особенно при обнаружении им игрока. Это делает попытки скрытного прохождения игры часто неоправданно сложными, хотя «стелс» мог бы стать полезным инструментом в противостоянии с преобладающими силами зла.
Тем не менее, GSC Game World вновь удалось передать ту самую магию, которая делает серию столь захватывающей. Их видение фантастического Чернобыля кажется живым и непредсказуемым, будто Зона существует независимо от игрока.
Сюжет, как и в предыдущих частях, сложен и запутан, но в этих играх сюжетная линия всегда уступала место атмосфере приключений. S.T.A.L.K.E.R. 2 предоставляет множество возможностей для игроков переживать собственные истории о выживании в непредсказуемых обстоятельствах (но чаще всего истории гибели).
Хорошие новости для фанатов игр: Heart of Chornobyl — это всё тот же S.T.A.L.K.E.R., со всеми его достоинствами и недостатками, но, как и Shadow of Chernobyl, он страдает от технических проблем. Выпуск на ПК предъявляет высокие требования к мощности вашего компьютера, и даже топовые системы с трудом справляются с плавным запуском на высоких графических настройках.
Одной из главных претензий к предыдущим играм была их нестабильность. Игры на движке X-Ray, разработанном GSC Game World, изобиловали багами: проблемы с симуляцией физических явлений, странные глюки с моделями персонажей, взаимодействиями объектов и частые отключения или перезагрузки.
Иногда аномалии Зоны представляли меньшую угрозу, чем неожиданный отказ компьютера играть дальше и сброс с «вылетом на рабочий стол». Несмотря на это, многие фанаты закрывали глаза на баги ради вызовов, которые предлагала Зона.
Многие современные высокобюджетные игры критикуют за то, что их выпускают в продажу в недоработанном состоянии.
Однако Heart of Chornobyl можно простить, учитывая сложную историю разработки.
GSC Game World анонсировали S.T.A.L.K.E.R. 2 ещё в 2010 году, но проект отменили в 2011-м из-за банкротства компании.
После её восстановления в 2014 году работа возобновилась, но пандемия Covid-19 вызвала новые задержки.
Проект вновь заморозили в феврале 2022 года из-за вторжения России в Украину. GSC Game World использовали свою популярность, чтобы призвать фанатов к поддержке ВСУ.
Один из создателей серии, геймдизайнер Владимир Ежов, трагически погиб в бою под Бахмутом в конце того же года. Название игры изменили, используя украинскую транслитерацию Chornobyl. В отличие от предыдущих частей, в S.T.A.L.K.E.R. 2 нет русской озвучки, только украинская и английская.
Для многих тема S.T.A.L.K.E.R. — о чужаках, пытающихся захватить место, которое они не могут понять, — в 2024 году приобретает особенно мрачный смысл.